Выход в онлайн

Эксперты считают продукт привлекательным для потребителей, но прогнозировать масштабный переход клиентов к этой модели кредитования не спешат.

Для того чтобы получить онлайн-кредит, необходимо на сайте Enter.ru выбрать интересующий товар, нажать кнопку «Беру в кредит», затем «Купить» и перейти в «Корзину». При оформлении заказа клиенту будут предоставлены непосредственно форма заказа и форма заявки на кредит, которые надо заполнить. Решение об одобрении кредита клиент получит в течение двух минут, оно будет отображено для него на самом сайте. Кредитный документ клиент подпишет, когда курьер доставит документы вместе с товаром.

Срок предоставления онлайн-кредитов в магазине Enter составляет от 4 до 24 месяцев, минимальная сумма кредита равна 3 тыс. рублей, максимальная — 150 тыс. Для оформления кредита нужен только паспорт. Покупатель при заполнении онлайн-заявки на кредит указывает паспортные данные на сайте интернет-магазина, а также предъявляет паспорт курьеру для идентификации личности в момент доставки товара.

«Сейчас доля онлайн-кредитов на товары в банковской рознице очень незначительна, и приводить какие-либо цифры достаточно сложно, — замечает вице-президент банка „Ренессанс Кредит“ Николай Тепляков. — Однако мы ожидаем, что в ближайшем будущем это направление будет активно развиваться, поскольку интернет-торговля набирает обороты. Нам интересно данное направление банковской розницы. В сегменте POS-кредитования кредиты на покупки в Интернете являются новым каналом продаж с огромным потенциалом развития». В «Ренессанс Кредите» не отрицают, что подобное онлайн-сотрудничество возможно и с другими игроками рынка интернет-торговли.

По мнению опрошенных Banki.ru экспертов, онлайн-кредитование становится все более популярным, но только в кругу интернет-пользователей. «Что касается востребованности данной услуги, то, на мой взгляд, она будет пользоваться популярностью среди людей, активно использующих Интернетом и привыкших делать онлайн-покупки, — рассуждает начальник управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка Антон Павлов. — Перспективы развития такой услуги, безусловно, есть, так как дистанционные сервисы становятся все более популярными и эта тенденция сохранится в ближайшее время. Пока данная услуга занимает небольшой процент рынка потребительского кредитования».

Павлов отмечает, что для привлечения клиентов к онлайн-кредитованию процентная ставка должна заинтересовать их, ведь посетители интернет-магазинов обычно сравнивают цены различных продавцов на один и тот же товар. «Но при таком виде кредитования риски для банков обычно выше, а следовательно, и процентная ставка должна быть выше, — говорит банкир. — Как и в случае с любым другим кредитным продуктом, важно найти баланс интересов».

Вице-президент Интеркоммерц Банка Татьяна Павлова считает, что онлайн-кредитование для российских сетей продаж техники сегодня скорее исключение, чем правило. «Но, учитывая тот факт, что все больше продаж уходит именно в Сеть, данный вид кредитования имеет все шансы на успех», — комментирует эксперт.

В пример Павлова приводит систему онлайн-кредитования «КупиВкредит», созданную банком «Тинькофф Кредитные Системы» в конце прошлого года. «По итогам лета 2012 года средний чек покупки в кредит составил 28 тысяч рублей, — обращает внимание вице-президент банка „Интеркоммерц“. — А тот факт, что сервис „КупиВкредит“ заявку покупателя интернет-магазина передает на рассмотрение одновременно всем своим банкам-партнерам (сервис сотрудничает сразу с несколькими банками), обеспечивает высокий уровень одобрения заявок — около 80%. Поэтому можно ожидать, что примеру „Ренессанс Кредита“ последуют и другие банки. При этом важно отметить, что данная модель кредитования похожа на POS-кредитование, которое сегодня активно набирает обороты».

На данный момент кредит в некоторых интернет-магазинах также можно оформить с помощью банков «Хоум Кредит» и «Русский Стандарт». В ХКФ Банке онлайн-кредит можно получить на срок до 36 месяцев на сумму от 3 тыс. до 200 тыс. рублей. В «Русском Стандарте» кредит на покупку товара из интернет-магазина выдадут также на срок до 36 месяцев на сумму от 3 тыс. рублей. Однако максимально «занять» у банка можно до миллиона рублей.

«Стоит отметить, что из-за повышенных рисков из-за ускоренной модели скоринга онлайн-кредитование имеет повышенные ставки и пользуется популярностью среди финансово малограмотных слоев населения — людей, которые не имеют достаточно денег на покупку товаров за наличные и при этом не сильно разбираются в уровне процентных ставок, — предупреждает Татьяна Павлова. — Ведь если подойти к процессу покупки товара в кредит „с головой“, то намного дешевле взять, например, потребительский кредит, прийти в магазин и купить тот же самый товар, но уже не переплачивая за него баснословные проценты».

Напомним, что ГК «Связной» создала магазин Enter осенью прошлого года по аналогии с британским non-food-онлайн-ретейлером Argos. 24 ноября 2011 года в Москве открылся магазин-флагман Enter. Сейчас клиенты могут как самостоятельно забрать покупку из 30 точек продаж по всей России, так и заказать ее курьерскую доставку. На сайте Enter.ru представлено свыше 30 тыс. разнообразных товаров: от ювелирных украшений до бытовой техники и строительных инструментов.

Анна Дубровская