И всё-то в будущем круто: как искусственный интеллект обезопасит от мошенников

Последние четыре цифры карты, серия и номер паспорта, адрес прописки и кодовое слово. Немного раздражает, не правда ли, когда для решения даже простого вопроса через колл-центр банка нужно столько данных. Но того требует безопасность. Пока что! Уже в ближайшем будущем неудобные проверки перейдут к функциям искусственного интеллекта. Исполнительный директор банка «Ренессанс Кредит» Сергей Афанасьев рассказывает о шести технологиях, которые всё упростят.

Итак, что нас ждёт в недалеком будущем? И это не футуристический прогноз, а реальность, в которой мы уже живём:

1. Банки будут узнавать клиентов по их «следам» в интернете и телефоне

Неудобные верификационные вопросы операторов (например, сверка номера паспорта или кодового слова) будут заменены на технологии распознавания голоса и анализа цифрового поведения клиента (по данным интернета, логам мобильных операторов, например, по геопозиции владельца телефона, платёжным транзакциям и др.).

2. Голосовое меню будет понимать, что клиент зол, и успокоит его

Чат-боты и голосовые IVR (голосовое меню) сократят время решения проблемы клиента. IVR будут настолько умны, что смогут общаться абсолютно на любые темы и распознавать практически 100% человеческой речи, тем самым заменив сотрудников контакт-центров.

Причём машина, в отличие от человека, редко будет ошибаться, а запросы клиентов станут обрабатываться почти мгновенно. Распознавание эмоций по голосу позволит определять потребности клиента и выбирать оптимальную модель коммуникаций. А в задачах безопасности эта технология сможет определять аномальные голосовые характеристики (например, слишком уверенную и подготовленную речь) и выявлять мошенников.

3. Банки научатся быстро собирать «улики» о мошенниках, и они убегут

Выявление банковского мошенничества активно переходит в цифровую среду. Информация о поведении в интернете, использовании приложений в гаджетах, а также помощь мобильных операторов в оценке благонадёжности на основе их опыта взаимодействия с клиентом — все эти и другие цифровые данные позволяют собрать необходимый объём «улик» для проведения расследований и принятия решения.

На этих цифровых данных разрабатываются системы на основе искусственного интеллекта, позволяющие выявлять мошенничество в режиме онлайн. Такие системы сделают финансовое мошенничество невыгодным для преступников, и большая часть мошеннических схем «умрёт».

4. Деньги на карте не смогут украсть, даже если из вас выудили пароль

Мошенническая социальная инженерия, когда мошенник, притворяясь сотрудником банка, выуживает данные, также будет побеждена с помощью искусственного интеллекта. Уже сейчас банки и платёжные системы разрабатывают модели, позволяющие выявлять и блокировать большую часть мошеннических транзакций. Данные модели построены на транзакционной истории клиента, а также на поведении клиента в интернете.

5. ПИН-код можно будет легко забыть, он больше не будет нужен

Всего 5 лет назад банки не стремились внедрять отпечатки пальцев, опасаясь, что клиент не примет такие средства защиты, используемые обычно в криминалистике. Внедрение этой технологии на смартфонах разрушило стереотипы и постепенно приучает клиента использовать этот вид идентификации.

Альтернативная технология — фото-биометрия несколько лет назад так же была сомнительной из-за низкой точности распознавания. Сейчас, благодаря созданию огромных баз с фотографиями для тренировки нейронных сетей, разработчики создали сверхточные модели распознавания.

Данные биометрические технологии заменят классические ПИН-коды, ввод карточных реквизитов, кодовых слов и другой текстовой информации. Это сделает банковские продукты более безопасными и удобными для клиентов.

Технологии распознавания уже используются во многих сферах — от выявления хулиганов в метро и на спортивных стадионах до выявления мошенников в банках и мелких краж в супермаркетах. А при входе сотрудников в ряд охраняемых зданий фото-биометрией заменяют охранников.

6. При приёме на работу банки перестанут звонить бывшим работодателям

Проверка сотрудников при приёме на работу в скором времени будет полностью автоматизирована. Звонить бывшим работодателям уже не будут — благодаря развитию технологии оценки предрасположенности сотрудника к мошенничеству через автоматизированное анкетирование, оценку поведения в социальных сетях, а также построение риск-профиля сотрудника по данным предыдущих мест работы.