"Ренессанс Кредит" одолжил регионам

23 Декабря 2016
Спустя семь лет банк "Ренессанс Кредит" вернулся в тройку лидеров на рынке кредитования в торговых сетях (POS-кредитования). По итогам ноября он обогнал по объему таких кредитов Альфа-Банк. Опережающий рынок рост "Ренессанс Кредита" в этом сегменте обеспечен активным освоением регионов, в том числе и тех, где другие банки не готовы активно работать из-за высоких рисков, например, Северного Кавказа. Эксперты сходятся во мнении, что такая стратегия хоть и позволяет быстро увеличить долю рынка, может негативно сказаться на прибыльности в будущем.


Согласно данным аналитического агентства Frank Research Group (FRG) на 1 декабря, в тройке лидеров по объему портфелей на рынке POS-кредитования произошли изменения. Альфа-Банк (входил в топ-3 лидеров более шести лет) уступил место банку "Ренессанс Кредит". По итогам ноября портфель POS-кредитов "Ренессанс Кредита" составил 23,25 млрд руб., Альфа-Банка - 23,15 млрд руб. Первое место по-прежнему удерживает ХКФ-Банк (52,11 млрд руб.), второе - ОТП-Банк (30,7 млрд руб.). Для "Ренессанс Кредита" вхождение в тройку лидеров знаковый момент. Банк вернул утраченные около семи лет назад позиции. Из топ-3 "Ренессанс Кредит" выбыл в конце 2009 года из-за кризиса.

Разрыв между "Ренессанс Кредитом" и Альфа-Банком незначительный. По итогам одного месяца, возможно, в некоторых сегментах банк уступил лидирующие позиции, но для подведения итогов нужно рассматривать результаты по году в целом, отмечает член правления Альфа-Банка Михаил Повалий. Однако динамика, которую показывали эти банки на рынке POS-кредитования на протяжении последних полутора лет, позволяет судить, что "Ренессанс Кредит" не случайно попал в тройку лидеров. Так, с июля 2015 года, когда "Ренессанс Кредит" начал активно наращивать POS-бизнес, его портфель в этом сегменте увеличился вдвое, у Альфа-Банка за тот же период - сократился на 9,67%. ХКФ-Банк показал рост портфеля POS-кредитов за полтора года на 16%, ОТП-Банк - сокращение на 2,47%.

В "Ренессанс Кредите" пояснили, что высокие темпы роста были достигнуты за счет наращивания регионального присутствия банка при сохранении объемов сотрудничества с федеральными торговыми сетями. "Мы активно развиваемся в регионах, открываем новые точки, - говорит старший вице-президент "Ренессанс Кредита" Сергей Васильев. - С начала года их число выросло на 20 тыс., до 70 тыс. штук". При этом "мы выходим в новые регионы, например, Северный Кавказ, где традиционно работает не много банков", продолжает он.

По словам Сергея Васильева, риски в этом регионе несколько выше, но банк научился с ними работать. Он пояснил также, что "мы намерены и дальше придерживаться такой стратегии, в частности, наращивать присутствие в удаленных частях Сибири и на Дальнем Востоке". Планы по росту портфеля POS-кредитов в следующем году господин Васильев не раскрыл, сославшись на то, что они находятся в стадии согласования.

Участники рынка считают, что быстрый рост может негативно сказаться на прибыльности банка. "Наш банк придерживается менее агрессивной политики, с большей оценкой рисков, поскольку можно легко ошибиться и вместо прибыли получить убыток, - указывает зампред правления ОТП-Банка Александр Васильев. - Например, у нас в Грозном только одна точка, больше открывать мы побоялись, поскольку там можно выдать много кредитов, но уровень невозврата высок". По словам зампреда правления ХКФ-Банка Александра Антоненко, любой рост доли, особенно быстрый рост, довольно дорогое удовольствие. "Прибыль в абсолютном значении при этом может пострадать из-за повышенных рисков, - продолжает он. - POS-кредиты - это короткая история, это делается для дальнейшей работы с клиентами, возврат инвестиций в рост на POS-рынке можно оценить лишь через два-три года, в зависимости от того, останется ли клиент в банке".
Источник: «Коммерсантъ»