Как покупать и продавать товары на Avito и других интернет-барахолках

На российских интернет-барахолках, к сожалению, пока нет функции «защищенная сделка». Этим активно пользуются мошенники. Специалист по интернет-безопасности банка «Ренессанс Кредит» Сергей Афанасьев рассказал о главных правилах, которых нужно придерживаться, чтобы не потерять деньги.

Покупки

Самое банальное правило – проводите оплату после получения товара на руки (наличными или переводом). Если продавец не может передать товар лично и предлагает переслать товар транспортной компанией, то следует придерживаться следующих правил:

  • Не делайте покупок по предоплате у непроверенных продавцов (требование предоплаты – первый признак мошеннической сделки).
  • Если товар редкий и получить его возможно только посылкой, то договоритесь с продавцом об оплате наложенным платежом при получении товара в транспортной компании (мошенники сразу откажутся от такой сделки).

Продажи

Если вам предлагают перевести деньги за товар на вашу карту, то для перевода плательщику достаточно знать номер вашей карты или реквизиты вашего карточного счёта (номер счёта, реквизиты банка, ФИО получателя). Ни в коем случае не предоставляйте следующую информацию:

  • Срок действия карты (месяц и год на лицевой стороне карты)
  • CVV2/CVC2 код карты (3 цифры на оборотной стороне карты)
  • ПИН-код карты
  • Одноразовые смс-пароли, которые приходят на ваш мобильный телефон
  • Фотографию карты
  • Паспортные данные.

Кроме того, при регистрации на сайтах по продажам вас, как правило, просят оставить телефон для связи с покупателями. Поэтому всегда есть риск, стать жертвой мошенничества, называемого «социальной инженерией», когда мошенники звонят вам (или пишут смс) и, представляясь сотрудниками банка или магазина, пытаются узнать у вас личные данные. Никогда нельзя предоставлять по телефону следующую информацию (даже если её запрашивает сотрудник банка):

  • Срок действия карты
  • CVC/CVC2 код (3 цифры на обратной стороне карты)
  • ПИН-код карты
  • Одноразовые смс-пароли, которые приходят на ваш мобильный телефон
  • Логины и пароли от интернет-банка, мобильного банка, электронной почты и других интернет-сервисов.

Если звонок поступил с неизвестного номера и есть сомнения, что вы разговариваете с сотрудником банка, то лучше прервать разговор и позвонить в банк по номеру, указанному на карте.
Для дополнительной уверенности, что вы связались не с мошенниками, можно уделить время проверке информации о продавце/покупателе в интернете:

1. Обратить внимание на фотографию товара: действительно ли это фотография продаваемого товара или какая-то картинка из интернета. На поисковиках Яндекс и Google есть функция поиска по картинке с помощью которой можно загрузить фотографии товара и проверить – выкладывались ли эти фотографии на других сайтах. Отсутствие реальной фотографии – один из признаков, что объявление мошенническое.

2. Проверить номер мобильного телефона и e-mail продавца/покупателя через поисковики. Возможно по этим данным будет негативная информация от других пользователей.