График работы офисов, платежных терминалов и функций интернет- и мобильного банка «Ренессанс Банк» в праздничные дни

В POS бизнесе останутся только крупные банки

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ, старший вице-президент банка «Ренессанс Кредит»

На сегодняшний день товарные кредиты остаются одними из наиболее востребованных видов кредитования. После пиковых выдач в августе-декабре 2014 года на уровне 30 млрд. руб. и спада в 2015-ом, объемы предоставленных POS кредитов практически вернулись на докризисный уровень.

По данным Frank Research Group, за апрель 2017 года банки выдали POS кредитов на 24,4 млрд руб. При среднем размере займа в 30 тыс. руб. нетрудно предположить, сколько товаров в России ежедневно приобретается на заемные средства. Кто является основным потребителем товарных кредитов?

Чаще всего это женщина средних лет со средним или высшим образованием. Учитывая, что POS кредиты — это массовый сегмент, портрет заемщика во многом совпадает с портретом среднестатистического россиянина. Согласно официальными данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 год, 54% населения — это женщины, средний возраст россиян — 30-40 лет, примерно 54% людей в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование.

Почему такие кредиты востребованы? Все просто: они удобны и понятны клиентам. Как правило, небольшие суммы комфортно платить, срок кредитования здесь можно увеличить до 36 месяцев. Получить такой кредит намного проще, чем любой другой. Его выдают с 18 лет (для сравнения: кредитные карты можно получить только с 21 года), для оформления здесь необходим только паспорт. Кроме того, нередко товарные кредиты могут получить заемщики с «неидеальной» кредитной историей, так как риски по POS кредитам невысоки, учитывая небольшие суммы и высокую платежную дисциплину целевого сегмента. Например, в нашем банке, доля потерь по ним не превышает 2%. Кроме того, дает о себе знать накопившийся «отложенный» спрос, так как многие покупки были «урезаны» в пользу «сбережений». Сейчас, когда период «острой адаптации» к кризису прошел, население вновь живет ожиданиями стабильности и роста доходов.

Весь POS бизнес сводится к простой схеме взаимодействия: торговая точка-клиент-банк. Всех партнеров можно разделить на крупных и мелких; сетевых, работающих по франшизе, и отдельно стоящие магазины. С каждым таким партнером банк выстраивает свои отношения. Проще всего взаимодействовать с большими федеральными или региональными сетями: как правило такие сети могут дать хороший объем, да и рассрочку клиентам чаще всего предоставляют именно они.

Около 80% кредитов, оформленных в магазинах, — это рассрочка. Доля ее столь велика, поскольку это один из самых выгодных видов кредитования для покупателя — по нему не может быть переплаты. Приобрести в рассрочку можно любой товар: бытовую технику, строительные материалы, мебель, меховые изделия и т.д. На рассрочку может действовать только одно ограничение — отсутствии промо-акции на какой-либо товар. Сейчас вообще можно говорить о смещении бизнеса в сторону «акционности», когда продажи поддерживают производители или торговые сети, давая дополнительные скидки, за счет чего банки покрывают убытки за неполученные проценты по кредиту от клиента. Такие акции проходят в «горячие» сезоны (осень, предновогодние праздники) и выгодны всем участникам: банкам, которые могут увеличить объем кредитования, торговым сетям и производителям, увеличивающим свои обороты, а также клиенту, который имеет возможность приобрести товар со скидкой и без переплат (зачастую от покупателя не требуется даже первоначального взноса, что тоже удобно: пользоваться товаром можно сразу, а начать оплачивать кредит только через месяц).

Но во взаимодействии с большими сетями есть один существенный нюанс: далеко не каждый банк может позволить себе сотрудничество с такой сетью, и не каждая сеть захочет сотрудничать с «мелким» игроком. Это связано не только с кредитной мощностью банка, но и с его технологической возможностью. Сейчас многие торговые точки начинают отказываться от традиционной схемы взаимодействия через кредитного представителя. Сначала мобильные операторы, а потом и другие крупные игроки начали переходить на брокерскую схему. Если первым не позволяли площади торговых залов физически размещать кредитных представителей, то вторые сделали этот шаг вполне осознанно: брокерская платформа позволяет не только сократить время подачи заявки и одобрения кредита, но и таким образом, получить сегмент клиентов, предпочитающих онлайн-кредитование.

Можно с уверенностью сказать, что пока альтернатив целевому кредитованию нет. Ни кредитные карты, ни карты рассрочки не могут составить ему серьезной конкуренции. Причина во многом кроется в сроках кредитования. Сейчас средний срок POS-кредита в магазине — 15 месяцев. Ни один из перечисленных продуктов деньги на столь значительный срок пока предоставить не может: карты рассрочки на отдельные товарные категории гарантирует 12 месяцев беспроцентного пользования деньгами, кредитные карты и того меньше. Более того, мы ожидаем в ближайшие 2-3 года роста POS сегмента. Одним из таких драйверов может стать рост ипотечного кредитования, которое спровоцирует повышение спроса на строительные и отделочные материалы, а также мебель и бытовую технику.