График работы офисов, платежных терминалов и функций интернет- и мобильного банка «Ренессанс Банк» в праздничные дни

Нужны ли российскому рынку экспаты?

Существует ли на российском рынке потребность в иностранных специалистах, рассказывает Елена Логинова, старший вице-президент, директор департамента по работе с персоналом «Ренессанс Кредит»

Понятие «экспат» пришло на отечественный кадровый рынок в 90-е годы. Тогда был снят «железный занавес» и наша страна начала строить рыночную экономику. В России стали открываться представительства крупных западных компаний, которые направляли к нам своих специалистов. Так в нашей стране появились первые сотрудники-иностранцы. Позднее экспатов стали нанимать и российские компании.

Для чего организациям были нужны экспаты? Для международных компаний такой сотрудник являлся некой гарантией ведения бизнеса в соответствии с установленными штаб-квартирой параметрами, включая бизнес-модель и корпоративную культуру.

Что касается отечественных компаний, то для них найм экспата был в первую очередь связан с желанием соответствовать западным стандартам ведения бизнеса. Кроме того, на тот момент в нашей стране во многих сферах отсутствовала необходимая профессиональная экспертиза.

Организации нанимали менеджеров-иностранцев, имеющих знания, опыт ведения бизнеса и реализации проектов на развитых рынках. Несомненными плюсами являлись западный стиль управления и хорошее бизнес-образование. Бывало, что иностранных специалистов приглашали просто ради соответствия «модной» тенденции.

С тех пор прошло около 30 лет. Российский рынок стал более зрелым, большинство мировых практик адаптировано с учетом наших реалий, а на рынке труда выросли собственные профессионалы с западным образованием, знанием иностранных языков и международным опытом. Сейчас у российских компаний уже нет такой острой потребности в иностранных специалистах. Конечно остались еще сферы, где требуется качественная зарубежная экспертиза, но это вопрос уже точечного характера.

Сегодня компании решаются пригласить к себе на работу экспата, если поиск нужного профессионала на локальном рынке труда долгое время не приносит результата. Перед принятием столь ответственного решения работодатели стараются взвесить все «за» и «против» найма иностранного менеджера на руководящую позицию. Несомненно, международный опыт, западный стиль управления и отличное образование являются существенными плюсами.

Есть здесь и определенные подводные камни. Например, у иностранного менеджера может отсутствовать знание специфики российского рынка. Другой проблемой может стать языковой барьер. Английского языка бывает достаточно, если менеджмент в организации им владеет, но если такой практики нет, потребуются услуги переводчика, что может усложнить коммуникацию. Не стоит забывать и о социальной адаптации экспата в новых условиях, особенно если он переезжает не один, а вместе с семьей. Важно помнить о менталитете – изменить взгляды иностранца на жизнь, правила ведения бизнеса и стиль управления достаточно трудно.

Иногда экспатов путают с мигрантами. Но это два абсолютно разных понятия. Мигрант, покидая свою родину, ставит перед собой цель перебраться в страну, которая, на его взгляд, больше соответствует понятиям о комфортном месте жительства. Переезд в другую страну для него не на время, а на всю жизнь. Вопрос, где он будет там работать, занимает его гораздо меньше. В случае с экспатом все по-другому.

Экспат едет в чужую страну не ради самой страны, а ради работы. Вопросы, связанные с трудоустройством, волнуют его в первую очередь. Он не имеет цели навсегда остаться за пределами родины – срок его пребывания заранее оговорен контрактом.