График работы офисов, платежных терминалов и функций интернет- и мобильного банка «Ренессанс Банк» в праздничные дни

У «Ренессанс Кредита» выдалась доля

Банк сделал ставку на расширение бизнеса за счет кредитования населения в небольших городах с населением 50–75 тыс. человек и выход в новые сегменты. Впрочем, без поддержки основного акционера — группы ОНЭКСИМ, которая за последние полтора года предоставила банку более 15 млрд руб. финансовой помощи, несмотря на убытки, — наращивать бизнес он вряд ли бы смог.

Согласно данным Frank Research Group на 1 августа (есть в распоряжении «Ъ»), в июле изменился состав пятерки крупнейших банков на рынке кредитования в торговых сетях (POS-кредитов). По итогам июля он занял пятую позицию по портфелю POS-кредитов (доля рынка — 6,5%, объем портфеля — 11,4 млрд руб.), потеснив с нее Русфинанс-банк (6,4% и 11,2 млрд руб. соответственно). Хотя разрыв пока минимальный, для «Ренессанс Кредита» — событие знаковое, банк не попадал в пятерку лидеров на этом рынке с 2009 года, когда резко свернул кредитование на фоне кризиса. По словам предправления «Ренессанс Кредита» Алексея Левченко, к концу первого квартала 2016 года банк намерен увеличить свою долю на рынке до 15%. А это уже дает ему надежду на попадание в тройку лидеров. Сейчас ее составляют ХКФ-Банк (25,6% рынка, портфель — 45,1 млрд руб.), ОТП-Банк (17,7% и 31,3 млрд руб.) и Альфа-Банк (14,9% и 26,2 млрд руб.).

До кризиса 2008–2009 годов «Ренессанс Кредит» занимал на рынке кредитования в торговых сетях второе место. На тот момент бизнес банка фондировался за счет привлечения финансирования на иностранных рынках, которые закрылись в кризис. Несмотря на изменение модели бизнеса банка — переход к фондированию за счет вкладов населения, — «Ренессанс Кредит» долгое время не мог вернуться в число лидеров рынка. В конце 2012 года в банке произошла смена акционеров. Сейчас 86% банка владеет группа ОНЭКСИМ, которая активно финансирует его бизнес. В 2014 году и первой половине 2015 года ОНЭКСИМ предоставил банку 15,4 млрд руб. финансовой помощи. Такая поддержка позволяет банку не только абсорбировать убытки — за семь месяцев текущего года убыток банка, согласно российской отчетности, составил 5,3 млрд руб., — но и дает фору перед конкурентами, вынужденными сокращать бизнес на фоне убытков (см. «Ъ» от 31 августа).

По словам Алексея Левченко, росту объема POS-кредитов «Ренессанс Кредита» способствовали падение конкуренции на рынке и расширение присутствия банка. «Весь прошлый год мы работали над расширением сети, в частности, выходили в небольшие города с населением 50–75 тыс. человек, где банк не был представлен, и в новые для нас сегменты — мебель, — поясняет господин Левченко. — Выстраивание работы с небольшими торговыми точками довольно длительный процесс, но сейчас он стал давать свои результаты». Существенных рисков в POS-кредитовании сейчас банк не видит и пользуется ослаблением других игроков. Лидеры рынка POS-кредитования активных планов по росту бизнеса не строят. В ХКФ-Банке и Альфа-Банке сообщили, что наращивать портфели POS-кредитов не планируют. В ОТП-Банке наращивают объем выдач POS-кредитов, однако, отмечают, что пока никаких корректировок целевых показателей не производили.

По мнению экспертов, новая стратегия «Ренессанс Кредита», хотя и соответствует его амбициозным планам по росту доли рынка, может не окупить себя. «С одной стороны, развитие в небольших региональных городах позволит нарастить объем выдаваемых кредитов, но затраты на содержание этих точек могут превышать потенциальные доходы от кредитования, — говорит зампред правления ОТП-Банка Александр Васильев. — Другой путь — увеличение уровня одобрения, за счет чего можно выдавать больше кредитов населению — может привести к росту рисков». Впрочем, пока все убытки банка покрывает его акционер, существенными проблемами даже такая рискованная политика ему не грозит, указывают эксперты.

Валерия Францева, Ксения Дементьева